г. Москва, Земляной Вал, 59c2

«АЛЕКСАНДР РУКАВИШНИКОВ. НЕ ТОЛЬКО СКУЛЬПТУРА»

1 марта 2020

Эксклюзивная выставка «Александр Рукавишников. Не только скульптура» известного и в России, и далеко за её пределами советского/российского скульптора А.И. Рукавишникова с 17 марта по 25 апреля этого года пройдёт в VS unio art gallery в Москве в бизнес-квартале «Арма». Подчеркну, что А.И. Рукавишников уже много лет – постоянный участник всесоюзных, всероссийских и международных художественных выставок. В 1988 году он представлял СССР на Всемирном арт-симпозиуме в Сеуле (Южная Корея). В Национальном парке Сеула установлена его монументальная композиция «Мама». Персональные экспозиции Александра Иулиановича Рукавишникова проходили в Центральном доме художника, Музее современного искусства, Музее архитектуры имени А.В. Щусева, галерее «Дом Нащокина», в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других зарубежных музеях и выставочных залах.

Работы А.И. Рукавишникова хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.

Мне повезло: много лет назад я встречался и с Александром, и с его отцом Иулианом Митрофановичем на разных мероприятиях в Российской академии художеств (РАХ). К сожалению, у меня так и не сложилось взять у них интервью, но мои чувства уважения и признательности к этим великим мастерам международного класса я сохранил навсегда.

Примечательно, что лет 35 (а может, и больше) назад я познакомился с «Бородой» Иулиана Рукавишникова. Этот памятник «Отцу русской атомной бомбы» академику Игорю Курчатову, которого коллеги-физики называли между собой «Борода», установили в 1972 году, причём, поставили его прямо на «бороду», что в те далёкие времена в советской скульптуре было непозволительной смелостью. Этот монумент принёс народному художнику России, академику И.М. Рукавишникову (1922-2000 гг.) мировую известность.

А ведь с детства Иулиан Митрофанович Рукавишников мечтал о карьере пилота, он даже окончил лётную школу, в которой учился вместе с Василием Сталиным – сыном Вождя народов. В первые же дни войны ушёл добровольцем на фронт. Чудом оставшийся в живых после тяжёлого ранения он вынужден был расстаться с карьерой пилота, с мечтой о небе. Иулиан вернулся в Москву и начал работать трафаретчиком в мастерской отца – скульптора Митрофана Сергеевича Рукавишникова (1887-1946 гг.), который в своё время был дипломантом Римской академии искусств. Потом Иулиан окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и продолжил дело отца.

На протяжении многих лет творческой жизни Иулиан Митрофанович принимал участие в создании всемирной Ленинианы: скульптурные изображения вождя пролетарской революции были распространены не только по всему Советскому Союзу, но и за рубежом при посольствах СССР, культурных учреждениях, – везде.

В 1997 году И.М. Рукавишников создает центральный горельеф «Воскресение Христа» для фасада восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве.

Почти 30 лет, начиная с 1973 года и до последних своих дней, Иулиан Рукавишников работал над циклом «Природа (Эволюция и превращения)». Этот цикл был для мастера важнейшим личным творческим проектом. Скульптурные изображения фрагментов флоры и фауны, составляющие основную часть цикла, считаются поистине монументальными – каждая из данных станковых работ выполнена таким образом, что может быть увеличена в масштабе без потери идеальной гармонии композиции.

Произведения скульптора хранятся в музейных и частных коллекциях России и иностранных государств. Только в Третьяковской галерее находятся 12 его работ.

Его сын Александр Рукавишников родился 2 октября 1950 года (так что текущий год у него юбилейный – ему исполнится 70 лет) в Москве (СССР). Его мама – Ангелина Николаевна Филиппова (1923-1988 гг.) – тоже скульптор. Таким образом, вырастая в творческой обстановке, Александр не долго раздумывал над выбором жизненного пути. В 1974 году он получает диплом с отличием (за дипломную работу «Северный рыбак») Московского художественного института имени В.И. Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля); в настоящее время – Московский государственный художественный институт (МГХИ) имени В.И. Сурикова. А в этом и не было ничего необычного – ведь Александр Иулианович (как вы, наверное, уже подсчитали) – третий в уникальной династии потомственных скульпторов, которому в равной степени мощно и талантливо удаётся реализовывать себя и в станковой, и в монументальной пластике. Удивительным образом судьба Александра спустя десятилетия невольно и незримо пересеклась с судьбой его деда Митрофана, который в возрасте 22 лет создал свои первые работы, по уровню мастерства не уступавшие произведениям его великого учителя С.Т. Конёнкова. И А.И. Рукавишников также в 22 года (в 1972-м, ещё будучи студентом) продемонстрировал недюжинный талант ваятеля, вырубив из мрамора великолепного «Микеланджело Буонарроти».

Но чтобы наше повествование о славной династии было более полным, скажем и о представителе уже четвёртого поколения скульпторов Рукавишниковых – о Филиппе (1974 года рождения) – сыне Александра Иулиановича.

В одном из своих последних интервью Иулиан Митрофанович говорил, что для скульптуры его открыл именно отец, и как уже он сам в свою очередь передавал секреты мастерства сыну Александру: «…мне всё нравится, я и сына так научил. Скульптор всё должен уметь – и в камне работать, и в бронзе, и формовать. У меня сохранились его детские фотографии, когда он постоянно что-то лепил, а потом соединял отдельные части в хорошие вещи». Эти слова являются свидетельством того, что для И.М. Рукавишникова учить сына не просто лепке, а специфическим особенностям мастерства было чем-то само собой разумеющимся.

Показательно, что Александр Рукавишников высоко оценивает влияние семьи на своё творческое становление и формирование как крайне важное, придавая ему более весомое значение, нежели обучению в институте. При этом он словно вскользь проговаривает очень важную деталь: «Я обязан своей семье, что я не прошёл тот длинный путь, который приходится проходить тем, у кого родители скульпторами не являются. И у моего отца, и у меня так было – как в «Зеркале» у Тарковского, когда ребёнку сразу говорят, что хорошо. Этим отличается воспитание в семье художественной от нехудожественной. Институт, конечно, даёт свои результаты. Но процентов 80-90 – от отца».

Соответственно, у всех Рукавишниковых схожая ситуация в жизни, где отец сразу в концентрированном виде давал сыну нравственные и профессиональные ориентиры. При такой степени заинтересованности в передаче мастерства потомству сам процесс обучения «из рук в руки» происходит в несколько раз быстрее и эффективнее, так как многие секреты начинающий скульптор постигает непосредственно из практики, минуя теорию.

Своего деда, Митрофана Сергеевича, его внук Александр не застал – тот умер за четыре года до его рождения. Однако уроки деда воспринял, будучи уже профессиональным скульптором. Разглядывая фотографии его станковых работ, Александр Рукавишников часто задавался вопросом, почему тот ваял лица своих персонажей прямо противоположно канонам: «Он делал всё противоположно древним грекам, у которых всё лицо подчинено канонам. А Митрофан Сергеевич делал всё наоборот – усиливал, например, расстояние у слезника за счёт скулы, щеки. Я это только потом начал понимать, зачем он это сделал именно так: для выразительности скульптуры, которая должна была стоять на улице. Дело в том, что скульптура, хорошая для помещения, не будет, что называется, «работать» на улице. И дед Митрофан придумал свои методы, которые давали возможность глазу воспринимать скульптуру с большого расстояния. Я такого ни у кого из мастеров не встречал. Впоследствии я и сам стал так делать, как мой славный предок».

Итак, ныне А.И. Рукавишников – народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор, заведующий кафедрой скульптуры МГХИ имени В.И. Сурикова, лауреат многих премий, кавалер орденов Дружбы, Почёта, Знак Почёта и т.д. В 1996 году за выставку работ трёх поколений скульпторов Рукавишниковых, прошедшую в мае-июне 1993 года в залах Российской академии художеств, Александр Иулианович и Иулиан Митрофанович Рукавишниковы были награждены золотыми медалями Российской академии художеств.

В многогранном творчестве мастера монументальных и станковых композиций, скульптурных портретов А.И. Рукавишникова как-то опосредованно проявилось и его увлечение спортом, восточной философией и восточными боевыми искусствами. В пору студенчества он начал работу над циклом, посвящённым спорту (скульптурные композиции «Боксёр», «Борцы» и др.). В 1972-1977 годах даже занимался в Центральной школе карате под руководством А. Штурмина – основоположника русской школы карате, стал обладателем «чёрного пояса» по школе сэнэ (знак совершенства). С 1990-го А.И. Рукавишников являлся президентом Федерации карате города Москвы.

В его композициях спортсмены даны в характерных боевых позах, остро и точно схвачены профессиональные движения («Тейк-вон-до», 1976 г.; «Сумо», 1979 г. и др.). Во всем блеске боевой позы предстает инструктор по карате Виталий Пак: широко расставив босые ноги, он балансирует на необычном постаменте в форме древнекитайского знака «инь–ян», символизирующего единство противоположных начал Бытия. В 1977 году скульптурная композиция «Инструктор карате В. Пак» была приобретена Третьяковской галереей. В 1979 году Александр создаёт скульптуру «Женщина, стреляющая из лука» (бронза, гранит).

Как передать в скульптуре момент отчаянной спортивной борьбы, когда в мгновенном движении концентрируются все психологические и физические ресурсы организма? Художник отлично решил эту задачу. В композиции «Тамара Быкова – экс-чемпионка мира по прыжкам в высоту» (1983 г.) он использует приём крупного кадра. Изображает не всю фигуру, а лишь лицо, парящее над планкой, – мгновение победы, высвеченное в потоке времени.

Продолжая тему спорта, замечу, что А.И. Рукавишников создал памятники прославленному вратарю футбольной команды сборной страны Льву Яшину (на фото – слева), Николаю Старостину (на фото – вверху), Эдуарду Стрельцову (1998 г.), двукратному чемпиону Олимпийских игр по борьбе И. Ярыгину (1998 г.), Константину Бескову (2005 г.), Александру Гомельскому (2006 г.), памятный знак в Лужниках в честь победителей «Олимпиады-80» и Х.А. Самаранчу (2001 г.); статуэтка-приз «Золотой пояс», ежегодно вручаемую лауреатам профессиональной премии в области боевых искусств (2007 г.).

Разносторонне одаренный мастер А.И. Рукавишников также успешно занимается живописью, графикой, медальерным искусством, инсталляцией. Он трудится в широком стилистическом спектре – от использования приёмов натурализма и новой классики в портретах, легко и органично переходит к гротесковым стилизациям, выступает зачастую как неоархаик, вдохновляется стилистикой древнерусской иконописи и дальневосточной пластики. Художник апеллирует к различным историческим образцам мирового искусства. Он иллюстрирует стремительность потока времени, обусловленного замкнутой цикличностью движения извечного «маятника» романтизм – классицизм.

Художника вдохновила личность Джона Леннона, в образе которого соединились экстравагантность кумира поп-культуры и величие таланта. В портрете Леннона (1982 г.). А.И. Рукавишников совмещает психологизм с фотографической точностью передачи деталей и фактур. Перед зрителем словно двойник безвременно ушедшего музыканта. Он вступает в вечность. Удачно используя приемы гиперреализма, художник самой пластикой выражает мысль о неоценимом вкладе в культуру Леннона – дадаиста и духовного лидера культуры ХХ века. В 1984 году на выставке «Весенний салон» в Гран-Пале (Париж) за скульптуру «Джон Леннон» Александр Рукавишников был награжден серебряной медалью Французской академии искусств.

Широкую известность А.И. Рукавишникову принесла работа над памятником поэту, барду, бесподобному исполнителю своих песен Владимиру Высоцкому, который был установлен в 1984 году на его могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Скульптор изобразил поэта в стремительном движении, словно разрывающим узы политической цензуры. Автор нашёл удивительно точное решение: лейтмотив памятника – гражданская исповедь Высоцкого, знаменитая песня «Кони». За спиной поэта головы лошадей – вечная метафора необратимости бега времени.

За этот великолепный памятник В.С. Высоцкому, а также за скульптуру «Бригада» и за другие композиции А.И. Рукавишникова наградили серебряной медалью Академии художеств СССР (ныне Российская академия художеств – РАХ, созданная и возглавляемая Зурабом Константиновичем Церетели – на фото: А.И. Рукавишников и З.К. Церетели). Работы скульптора и художника «Материнство», «Владимир Высоцкий», «Портрет К. Астахова» приобретены и экспонируются в Государственной Третьяковской галерее.

Поистине уникальная программная работа Александра Рукавишникова, которую он сделал в соавторстве с отцом, называется «Капельные часы» (1988 г.). Вода – символ жизни и вечного движения в природе – предстаёт и как мера времени. В двух стеклянных ёмкостях часов помещены две небольшие фигурки. Человек-канон Леонардо да Винчи (у Леонардо он встроен в конструкцию геометрических фигур – круг, квадрат) помещён в центр осей и силовых линий мироздания. Это «центростремительный» человек. Другая фигурка – человек геометрический, знаковый, проектный. Он ассоциируется одновременно и с архаическими рисунками, и с условными персонажами кубофутуристической живописи, и с героями современной компьютерной анимации. Это «центробежный» человек, он не стержень мироустройства, а лишь малая, повторяющаяся периферийная частица. При повороте часов фигурки меняются местами, «отмечая» смену культурно-исторического периода (архаика – классика, классика – авангард).

Немало пришлось потрудиться скульптору над памятником известному русскому писателю Фёдору Достоевскому. На выбор строгой комиссии пришлось сделать три варианта. Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков внимательно, с пристрастием выбирал и выбрал для столицы самый «трагический», где прозаик изображен страдающим, измученным человеком. Скульптор позже объяснил, что в этой своей работе он использует символ незримого натянутого лука для того, чтобы с его помощью придать внутреннее напряжение всей фигуре писателя. Памятник Ф.М. Достоевскому установлен перед зданием Центральной государственной библиотеки (ранее – имени В.И. Ленина) в Москве, а другой вариант – в Дрездене (Германия).

Будучи автором многочисленных памятников, выполненных в традиционной манере, скульптор всегда искал наибольшей степени остроты самовыражения. Одним из примеров – памятник народному артисту СССР, Герою труда Российской Федерации и герою Донецкой Народной республики Иосифу Кобзону на центральной площади Донецка у Дворца молодежи «Юность». Его открытие было приурочено ко дню города и 66-летию певца, который родился в городе Часов Яр Донецкой области. Иосиф Давидович лично присутствовал на церемонии открытия.

Бронзовый памятник имеет высоту два метра и установлен на цементной основе. Отливали скульптуру в Смоленске. Автор изобразил певца в движении, в энергично наброшенном на плечи пальто. Монумент стал лицом города.

В ХХ веке стала очевидной относительность противопоставления «прошлое – современное». И направление авангарда 1910-1920-х годов, и массовая культура второй половины ХХ столетия выдвинули своих классиков – кумиров, вошедших в общемировое культурное пространство. В то же время образы искусства прошлых эпох были вовлечены в текущий художественный процесс. Эти временные сдвиги ощущает и по-своему интерпретирует мастер Александр Рукавишников. Скульптурный портрет занимает особое место в его творчестве. Создавая портреты деятелей истории, литературы, искусства, спорта, скульптор досконально постигает характер той или иной личности, проникает в скрытый мир её мыслей, намерений. В портретах скульптора сочетаются жизненная достоверность и психологическая ёмкость. Яркий пример тому – монумент государственному деятелю, дипломату, автору первой капитальной «Истории Российской с древних времён», а также, кстати, прапрадеду русского поэта-лирика Фёдора Тютчева Василию Никитичу Татищеву, открытый в 1998 году в Тольятти. Памятник решен как миниатюрная крепость Петровской эпохи – стены каменной кладки с выступающими вперед многоугольными башнями. В центре – величественная каменная статуя на гигантском постаменте. Державность и патетика, запечатленные в статуе, широкий жест всадника, живописная графика силуэта, так же, как парафраз форта в постаменте, придают композиции характер исторического документа в противовес внеисторическому художественному решению монумента. Так и получается, что исторический персонаж – своеобразный проводник культуры другой эпохи в современную художественную практику.

Как человек широких интересов, Александр Рукавишников черпает художественные идеи в различных пластах мировой культуры и истории. В серии портретов легендарных героев и выдающихся личностей русской истории «Корни России» (1981-1984 гг.): «Сергий Радонежский», «Дмитрий Донской», «Пересвет», «Феофан Грек» – художник обращается к традиции древнерусской деревянной пластики и иконописи. Мягкий, округлый силуэт фигур, охристо-зеленоватая тонировка, просветлённые, иконописные лики. Едва ли не первостепенное значение имеет жест: у Феофана Грека руки сложены благоговейно-молитвенно, у Сергия Радонежского – благословляющий жест, у Дмитрия Донского – руки на мече в клятвенном прикосновении.

С конца 1980-х годов Рукавишникова захватывает стихия языческой культуры. Он погружается в чудесный, загадочный мир, «воссоздает» Кострому – мифологический персонаж, связанный с обрядами «отмыкания» весны, с культом плодородия и пробуждения растительного мира. Кострома представлена как деревянный языческий идол, оживающий, подобно Осирису, и прорастающий чудесными цветами.

В серии «Языческие богини» (1990-е годы) художник творит собственный мифологический пантеон. В большинстве языческих композиций он использует прием контрастного чередования разных материалов (белый мрамор, тёмная бронза, алюминий), фактур и объёмных форм, которые надстраиваются друг над другом, как ярусы Вавилонской башни.

Династию скульпторов Рукавишниковых успешно продолжает и сын Александра Иулиановича – Филипп Александрович. В 1999 году Александр и Филипп закончили работу над портретным памятником русскому писателю Владимиру Набокову, который был установлен в городе Монтре (Швейцария). Статуя создана скульпторами на собственные средства и, по существу, является даром городу, в котором когда-то жил их знаменитый соотечественник В. Набоков.

Монументальная скульптура – это порой социально ангажированный заказ, где условия диктуют как жёсткие рамки обозначенной темы, так и сам заказчик. Однако не так давно Александру Рукавишникову всё же удалось в полной мере реализовать свой замысел, воплотив в монументальном произведении многолетние художественные и пластические наработки, рождавшиеся в результате творческого эксперимента в его мастерской. Имеется в виду монумент «Спартак», установленный в 2014 году рядом со стадионом «Открытие Арена» в Москве. Воспроизведение в монументальной скульптуре образа Спартака, безусловно, провоцировало мастера на диалог с античностью, предполагая более традиционные формы воплощения, что и было предпринято А.И. Рукавишниковым в качестве первоначальных эскизов. Но в какой-то момент скульптор принимает смелое решение и использует формально-конструктивный метод образно-пластического выражения.

Среди основных работ А.И. Рукавишникова также монументально-декоративная композиция «Фонтан» для гостиницы «Орленок» в Москве (1978 г.); монументальные композиции «Шаман» в Данилов-граде, Черногория (1983 г.) и посвящённая XII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1985 г.); памятники П.Н. Нестерову в Нижнем Новгороде (1983-1985 гг.), В.И. Ленину в предместье Копенгагена (1984 г.), М.О. Микешину (Смоленск, 1985 г.), Александру II – царю-освободителю (Москва); памятники Юрию Никулину на Цветном бульваре и на кладбище; памятники Кириллу и Мефодию, а также Борису и Глебу в городе Дмитрове Московской области; апостолу Павлу в Дамаске (Сирия, 2005 г.); павшим воинам-интернационалистам в Мадриде (1988 г.); М. Булгакову, М. Шолохову, С. Рахманинову, М. Ростроповичу, М. Магомаеву (на фото –  внизу), Г. Вишневской, Ю. Семёнову, С. Михалкову, Л. Дурову, В. Иванкову (Япончику); композиция «Победитель звёздных войн» в парке скульптуры Джона Вильсона в Лейк-Сайде (1986 г.); серии живописных произведений «Богини», «Воины», «Языческая Вселенная» (1989 г.); скульптурная композиция «Н.В. Гоголь» (1989 г.); серия рисунков «Птицы», «Любовь» (1990-1991 гг.); серии графических листов «Над прахом павших – мир живым» – символический крест на 72-м километре Минского шоссе под Москвой (1995 г.); «Нулевой километр» – мемориальный знак начала российских дорог на Красной площади в Москве (1996 г.); мемориальный знак, посвящённый Артёму Боровику, на здании холдинга «Совершенно секретно» (2000 г.) и памятник ему; статуэтка-приз для Московского международного кинофестиваля от журнала «Vogue» (2002 г.); мемориальная доска известным актёрам Мироновой и Менакеру; статуэтка-приз Благотворительного фонда «Заветная мечта» (2006 г.) и многое другое.

Интернет-журнал Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости является информационным партнёром выставки «Александр Рукавишников. Не только скульптура», которая с 17 марта по 25 апреля 2020 года проходит в Москве в VS unio art gallery в бизнес-квартале «Арма».

В публикации использованы фотографии журналистов советских/российских СМИ, автора статьи

Лев Рудский (WRN)

http://worldrusnews.ru/?p=20616

Интернет-магазин скульптора Александра Рукавишникова