г. Москва, Земляной Вал, 59c2

Александр Рукавишников: «В России не хватает настоящей скульптуры»

В Нижегородском государственном выставочном комплексе прошла персональная выставка известного скульптора Александра Рукавишникова. Редакция «Нижегородских Новаций» побывала на ней и спешит рассказать о событии во всех подробностях.

На выставке представлено около 70-ти экспонатов. Среди них скульптура, живопись и графика. Есть работы, которые выставляются впервые – это бронзовые скульптуры мальчика и девочки на самокатах из серии «Розамунда», а также бюст британского исполнителя Стинга.

Первое впечатление от работ Александра Рукавишникова весьма неоднозначное. Чтобы настроиться на волну созерцания, нужно перестать спрашивать себя «ну, и как это понимать?» Правильные мысли придут сами. При этом, по словам скульптора, «на выставке нет «странноватых» работ». Он считает, что «работы должны злить и раздражать», но гуманно относится к своим зрителям. И призывает нас не забывать, что восприятие любого произведения искусства зависит от контекста, в котором мы находимся, от субъективного состояния и времени создания.

Мы поинтересовались, важно ли любить своего героя, чтобы слепить его? Рукавишников ответил, что к герою, прежде всего, надо относиться с уважением. Он уважает людей поступка, поэтому, к примеру, любит лепить Ленина. Скульптор даже придумал свой термин для направления, в котором работает – «советское язычество».

По мнению Александра Рукавишникова, у нас в России не хватает настоящей скульптуры. «Сейчас страшное время. Раньше делали шедевры, были великие скульпторы, такие как Н. А. Андреев, Д. Ф. Цаплин, С. Т. Конёнков и другие, которые пополнили достояние мировой культуры. Сейчас в нашей стране тоже есть хорошие скульпторы, но их никто не знает. Россия больна тем, что города заставляют «скороспелыми стаффажного рода статуями». Причем подобные скульптуры претендуют на связь с литературой, в которой ищут новых «идолов», и тут же ставят им памятники. Мастер уверен, что болезнь эта настойчивая и малоискоренимая.

Мы спросили, что он думает о шуточных скульптурах, где, например, надо потереть брюшко животного или нос девушки или юноши. Автор категорично ответил, что к высокой скульптуре они не имеют никакого отношения. У таких фигур значимость другая, вернее, она снижена. Эти скульптуры изначально созданы только для того, чтобы с ними фотографироваться, делать селфи. Если проводить параллель с живописью, они напоминают карикатуры.
А как же, к примеру, памятник козе на Большой Покровской? Здесь, по словам скульптора, речь идёт о контексте. Козу в своё время гениально сделал Пикассо. И автор новой козы должен понимать, что берет на себя смелость сотворить такую козу, которая должна стать лучше скульптуры Пикассо и лучше всех коз в мире. «Надо серьёзнее относиться к делу и понимать, что на одну скульптуру в мире станет больше. А это ответственность».

Принцип работы мастера — делать всё искренне. Говоря об искренности, он упомянул свою работу под названием «Автобиографический мотив», которой примерно 25 лет. Каждый камень символизирует отношение автора к различным сферам жизни, к изобразительному искусству, к скульптуре Древней Греции. А вот памятник Нестерову, который они некогда делали вместе с отцом, Александру Рукавишникову теперь не нравится. Сейчас он сделал бы его по-другому.

Напоследок мастер поделился своей идеей поставить на Нижегородской ярмарке памятник купечеству. Он имеет в виду не свою семью, а купечество вообще, как класс. Скульптор уважает купцов, считая их реальными людьми, «делателями». Но для воплощения замысла нужны время, деньги, желание и хороший руководитель.

Беседа с искусствоведом
На выставке я познакомилась с искусствоведом Ириной Владимировной Маршевой. Она наглядно и доступно рассказала мне об авторе, об экспозиции, о скульптуре и об искусстве в целом, за что я выражаю ей огромную благодарность. Информация оказалась для меня чрезвычайно полезной, так как про скульптуру я пишу впервые.

Начну, пожалуй, с одной из самых мощных скульптур на выставке – «2000 лет война». Она представляет собой металлическую конструкцию с головами на наконечниках. Признаюсь, скульптура обладает мощнейшей энергетикой и заставляет слегка трепетать. Она рассказывает мужскую военную историю. Все мужчины — бойцы и все, так или иначе, сражаются за свою родину. Среди героев мы видим головы библейского персонажа Голиафа, Муссолини, хоккеиста Овечкина, Колчака. Остальные персонажи не персонифицированы, они просто показывают представителей всех эпох и народов. Сочетание жесткой, брутальной, обнаженной металлической конструкции с абсолютно натуральной головой рождает сильнейший контраст, который буквально вводит зрителя в транс.

Образ VS содержание
Искусство сегодня перестало мыслить образами, оно мыслит содержанием, описанием, сюжетом. У творчества выдающегося художника, в том числе и Александра Рукавишникова, нет прямой связи с содержанием. Скульптура – её фактура, пластика, название – вызывают у зрителя некий поток ассоциаций. А уже из потока можно что-то вытянуть и на основе этого дать описание. Поэтому художник НИКОГДА, НИ РАЗУ не описатель. Художник творит совершенно иную реальность. Он создает и материализует что-то такое, чего в природе до него не было.

Самый главный инструмент познания мира искусства, художественного образа — это созерцание, сосредоточенное смотрение. И акцент делается не на то, что изобразил художник, а на то, как он это сделал. Это куда важнее и интереснее, потому что автор через свой пластический язык достигает объяснения многих вещей.

Большинство остальных работ Александра Рукавишникова воплощают женский образ. У мастера своя отличительная манера изображения прекрасного пола, в которой читается сильное чувство и любование красотой русской женщины.

Женские образы
Любой художник-классик обязательно использует в своих работах глубинные, классические образы и темы. Они не теряют своей актуальности и приходят в современность, заставляя нас по-новому переживать их снова и снова.

«У скульптора, — рассказывает Ирина Маршева, – как и у большинства художников, почти во всех работах присутствует тема отношений мужского и женского начал. Потому что искусство по определению своему, можно сказать, содержит эротическую составляющую. Даже так: искусство всегда про отношения между мужчиной и женщиной, которые приводят к тому, что человечество существовало и продолжает существовать. У Рукавишникова альтернатива мужскому миру — это мир женщин».

Автор родился и вырос при социализме. Он, как и любая другая эпоха, был соткан из противоречий, сложностей, проблем и процессов их решения. У мастера есть скульптуры, созданные в рамках направления «советское язычество», где часто встречаются женские образы. «Социализм, в принципе, — это женская история. Посудите сами: Первая мировая война выкосила мужчин, Вторая мировая война сделала то же самое. На плечи женщин легло огромное количество восстановительных процессов», — говорит искусствовед. И это одна из причин восхваления женского образа в его работах. Вторая касается образов матери и Родины, которые в идеологии социализма и даже на уровне русского языка тесно связаны. Поэтому патриотические идеи воплощены скульптором через женский образ.
«Вселенная» — ещё одна интереснейшая работа Александра Рукавишникова. Автор рассказал, что у этого названия нет прочных содержательных связей. Женщина, по признанию скульптора, — центр вселенной. Но стоящая перед нами женщина беременна. Получился парадокс: то ли центр вселенной теперь заключается в её чреве, то ли она сама и есть вселенная. Теперь посмотрим на техническое исполнение. С одной стороны, женщина надела шпильки, а с другой — платок завязала по-деревенски. С одной стороны видно её нижнее белье, что несколько вульгарно, а с другой — она беременна и пребывает сейчас в самом сакральном женском состоянии. Ноги у неё железные, а туловище деревянное, но при этом отполировано оно как металл. Это невероятное сочетание беззащитности дерева с прочностью металла формирует в нашем сознании содержательный образ. Такая скульптура несёт в себе массу ассоциаций и смыслов, которые легко обнаружить, если чуть внимательнее присмотреться.

Есть у Александра Рукавишникова среди картин сюжеты, где изображены девушка и медведь. Медведь в данном случае — архаический образ, связанный с брачными поверьями. Раньше в лес за грибами ходили только девушки. Считалось, что если она встретит медведя, то в том же году непременно выйдет замуж.
Деревянные скульптуры
Совершенно покоряют деревянные скульптуры мастера. На выставке представлены образы духовных лидеров русской истории. «У нас, кроме житийной или религиозной литературы, по существу, больше нет исторических свидетельств об этих людях, да и имеющихся сведений очень мало. Мы можем лишь догадываться о том, что ими двигало и как они в действительности существовали» – поясняет Ирина Маршева. Только представьте, какая перед скульптором стоит задача: он должен своим умозрением восстановить полотно чужой жизни, чтобы передать её максимально точно.

Обратимся к скульптуре Сергия Радонежского. Это святитель, одним из принципов духовной жизни которого было «умнОе деланье» – достижение физическим зрением пророческого света, проще говоря, земного божествования. В этой скульптуре Рукавишников через дерево, через тонировку, через позу святого достигает изображения идеи духовного просветления. Это самое настоящее художественное волшебство!
Наталья Зиновьева
Источник: https://novation-nn.ru/aleksandr-rukavishnikov-v-rossii-ne-hvataet-nastoyashhej-skulptury

Интернет-магазин скульптора Александра Рукавишникова