г. Москва, Земляной Вал, 59c2

«Скульптуры, как и рукописи, не горят.» Александр Иулианович Рукавишников и его работы

Человек с русской душой и современными взглядами на жизнь — так можно охарактеризовать известного скульптора Александра Рукавишникова

Скульптор в 3-м поколении, академик, входит в тридцатку лучших скульпторов мира.

Тяга творческих поколений этой прославленной фамилии к развитию искусства скульптуры была во все времена. Дед Александра Рукавишникова скульптор Митрофан Рукавишников (1887−1946) был дипломирован Римской академией искусств и стажировался в мастерской выдающегося скульптора Сергея Коненкова. Отец – народный художник России, академик, скульптор Иулиан Рукавишников, мать – заслуженный художник РСФСР, скульптор Ангелина Филиппова (1923−1986). Сегодня династию продолжает сын Александра Рукавишникова – действительный член Российской академии художеств, скульптор Филипп Рукавишников.

Александр Рукавишников — Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, член Президиума Российской Академии художеств, профессор.

Родился 2 октября 1950 года в Москве.

/ Показательно, что Александр Рукавишников оценивает влияние семьи на свое творческое становление и формирование как крайне важное, придавая ему большее значение, нежели обучению в институте.

Mlk 8225
Mlk 8106

Гладиатор у стадиона «Спартак» Бронза, алюминий 2014 г.

Открытие состоялось 5 сентября 2014 года в Тушино на только что отстроенном стадионе футбольного клуба «Спартак» «Открытие Арена».

Александр Иулианович Рукавишников

При этом он словно вскользь проговаривает очень важную деталь: «Я обязан своей семье, что я не прошел тот длинный путь, который приходится проходить тем, у кого родители скульпторами не являются. И у него (у отца Александра ) , и у меня так было — как в “Зеркале» у Тарковского, когда ребенку сразу говорят, что хорошо.

Этим отличается воспитание в семье художественной от нехудожественной. Институт, конечно, дает свои результаты. Но процентов восемьдесят-девяносто — от отца. Я с мамой и папой с рождения».

Сергей Радонежский. 1981. Александр Пересвет. 1983. Дмитрий Донской. 1987.
Лето в городе III. фрагмент, 1984. Гипс тонированный
Лето в городе III. 1984. Гипс тонированный

Соответственно, у обоих (отца и сына) была схожая ситуация в жизни, где отец сразу в концентрированном виде давал сыну нравственные и профессиональные ориентиры. При такой степени заинтересованности в передаче мастерства потомству сам процесс обучения происходит в несколько раз быстрее и эффективнее, «из рук в руки», так как многие секреты скульптор постигает непосредственно из практики, минуя теорию./

В 1974 году Александр Рукавишников окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская Л. Е. Кербеля). Учился у отца в мастерской.

50D1335Ba2Bb2112Cd625Df1Ea89F968
zakaz2
Fc425Cea7256Bad1451437D824388547
93811343283978155968Bb436D5Fe3D8
421Dabcc3A89E43D204F9868080A5Dff

Мстислав Ростропович. Бронза, гранит Москва 2012г.

Разносторонне одаренный мастер, А. И. Рукавишников работает над монументальными и станковыми композициями, скульптурными портретами, успешно занимается живописью, графикой, медальерным искусством, инсталляцией.

Он работает в широком стилистическом спектре — от использования приемов реализма и новой классики в портретах легко и органично переходит к гротесковым стилизациям, выступает зачастую как неоархаик, вдохновляется стилистикой древнерусской иконописи и дальневосточной пластики.

Художник апеллирует к различным историческим образцам мирового искусства. В процессе творческого развития, скульптор создает свой ни с кем не сопоставимый язык.

(памятник В.Набокову) «Набоков» (Монтре) 1990 г.

авторы — московские скульпторы Александр и Филипп Рукавишниковы. Они сделали в 1999 году (к 100-летию со дня рождения Набокова) такой скульптурный подарок своему знаменитому родственнику по линии Рукавишниковых: матушка Набокова Елена Ивановна — из рода купцов Рукавишниковых.

Сначала памятник стоял в фойе отеля «Монтрё-Палас», где Набоковы все эти годы снимали большой номер из нескольких комнат с балконом и видом на озеро.

А потом его перенесли на лужайку перед отелем, где кроме Набокова стоят скульптуры других известных гостей Монтрё — музыкантов, приезжавших в разные годы на ежегодный (с 1967-го) джазовый фестиваль.

Говорят, сын Набокова Дмитрий не очень-то приветствовал такой памятник отцу: в альпийских ботинках и бриджах, как бы ёрзающего на стуле… Но ботинки и бриджи — это тоже часть Набокова, в таком прикиде он все эти годы гонялся за своими любимыми бабочками по альпийским склонам… (отсюда)

Вспоминает автор памятника Александр Рукавишников:

Позднее Дмитрий Набоков мне перезвонил и восторженно сказал, что нашёл в черновиках отца 1960-х годов фразу, о том, что если бы он поехал сейчас в Россию, то надел бы никербокеры и взял сачок. Нужна была сбивка, указывающая, что это человек творческий. Поэтому верхняя часть одежды сдержанная и респектабельная, но при этом он одет в шерстяные грубые гетры и альпийские ботинки. А качание на стуле ещё дополняет его эксцентричный нрав, игру в сумасшедшего на людях. Как у Хармса, у того же Дали.

Александр Рукавишников Alexander Rukavishnikov памятник В.Набокову 1990

с другого ракурса

Пользуясь случаем, хочу через журнал (пишет автор памятника) обратиться к русским туристам с просьбой, не отрывать у памятника пенсне, надоело его восстанавливать. Когда я был в <Швейцарии, я сказал: «Опять русские оторвали пенсне!» На что местные удивились: «А почему Вы считаете, что это русские?» Тут уж удивился я: «А вы думаете это швейцарцы…?».

Концепция творчества Александра Рукавишникова строится на сложной системе метаморфоз, неожиданных превращений и ассоциаций как в произведениях станковой и монументальной пластики, так и в живописи, графике, работах декоративно-прикладного искусства.

Довольно поздно обратившись к живописи, в своих монументальных опусах, которые сродни фресковым циклам, он развивает идею самодовлеющей ценности художественного произведения, в создании гуманистической антитезы мифологическим, виртуальным ценностям технократической цивилизации ХХI века, новой реальности, противостоящей обезличиванию унификации и глобализации культуры, среды нашего обитания.

В этом уникальность таланта Александра Рукавишникова, подлинная жизнеспособность и будущность его искусства.

В 2005 году награжден Антиохийским Патриархом 2 памятными орденами за установленные в Сирии скульптуры «Христос в Силах» (Маалюля) и «Апостол Павел» (в Дамаске).

«Христос в Силах» Трехметровое скульптурное изображение Спасителя создано на пожертвования россиян и подарено в 2008 году народу Сирии.

По информации Syrian Truth из монастыря Святой равноапостольной Феклы а Маалюле боевиками сброшена с постамента, а позднее вывезена за пределы Сирии с целью последующей продажи бронзовая статуя Христа.

Автор скульптурной композиции — народный художник Российской Федерации Александр Рукавишников

«Апотол Павел» Дамаск.

Последние штрихи…

Александр Рукавишников награжден несколькими серебряными и двумя золотыми медалями Российской академии художеств, а также имеет высшую награду Российской академии художеств – Золотой крест, за персональную выставку «Сечения» 2014 г .

Работы А. И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.

Автор многочисленных скульптур и памятников установленных в России и за рубежом.

А. И. Рукавишников ведет активную педагогическую деятельность. С 1994 года он руководит персональной скульптурной мастерской, а с 1993 года возглавляет кафедру скульптуры Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, профессор.

С 1997 года Александр Иулианович является членом Президентской комиссии по культуре. Награжден орденами Дружбы, Почета, «Знак Почета».

Живет и работает в Москве.

Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

Фрагмент. Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор

Фрагмент. Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

«Тюдоры» Бронза, 220×145х75 ,2002 г.

56621

«Тюдоры» Бронза, 220×145х75 ,2002 г. фрагмент

«Дзигаро Кано». 2000 г. 

(Примеч.- Основоположник  Дзюдо)

Кано пришел к выводу, что любой вид единоборств можно свести к одному общему принципу: главное — научиться правильно использовать психологическую и физическую энергии человека. В результате, он создал набор техник, которые и назвал дзюдо.

Одна из самых известных скульптур матера-артисту цирка Юрию Никулину на Цветном бульваре в Москве.Прямо на тротуаре.

***

— Вы получили медаль Французской академии искусств за памятник Джону Леннону. А где он установлен?

— Это было в 80-х. В Париже на выставке в Гран-Пале. А сейчас скульптура стоит у меня в «Рукаве». Приходите, съедим котлету, выпьем чаю, на Джона Леннона посмотрим.

Джон Леннон. Тонированный гипс; 190 х 80 х 80 см. 1982г.
4961
2972

Джон Леннон. Бронза; 90×70х80см. 1986 г.

памятник Кропоткину в Дмитрове
F3D2C0F2Efb9921C8266Dcfa2A8D5E0C
» Владимир Вернадский » Бронза, гранит, г. Тамбов, 2014 г.
Fe614D2Bd36B4Edf7989Acfc523Cdca9

фотограф  Клим Березуцкий.

Скульптор рассуждает (из интервью)

— Большинство людей, глядя на скульптуры, просто не понимают то, что видят. Наши соотечественники не древние греки и не итальянцы времён Возрождения, а монументальная скульптура сложна для восприятия. Оправдывая своих современников, могу сказать, что фон звучания города, его визуальное восприятие сильно влияют на подсознание.

И если тебя окружают похожие друг на друга ужасные монументы, это засоряет нашу психику. Вот памятник Дзержинскому: ставить в центре города памятник человеку с сомнительной репутацией — неправильно, но само творение Вучетича считаю лучшей из его работ. И это при том, что Вучетича не очень-то люблю.

— За какие темы вы бы не взялись ни за какие деньги?

— Сейчас я в таком возрасте, когда позволяю себе браться только за интересующие меня темы. А в молодости, когда нужны были деньги, то всякое бывало… Ни за какие деньги не взялся бы сделать, условно, Гитлера. И не потому, что его не любит весь мир, а из-за негативной энергетики самого персонажа.

В последнее время часто берусь за Ленина. Не потому, что я его люблю, а из-за того, что на эту личность можно посмотреть под другим углом. Последняя моя работа называется «Фаина» (имеется в виду Каплан), и сделана она в слегка сюрреалистической манере.

Фаина. 2019. Бронза.

Можно бесконечно спорить о поднявшей руку на Ленина почти слепой революционерке Фанни Каплан, но факт остаётся фактом: она смогла сделать то, что не смогли другие.

— В чём заключается смысл вашей творческой жизни?

— Я в какой-то мере санитар. Пытаюсь повлиять по возможности на психосферу человека.

С другой стороны, скульптуры нужно делать не для человека, а для Бога, для абсолюта. Стараюсь сделать так свои работы, чтобы не было стыдно перед Вечностью.

Микеланджело Буонарроти. 1972. Мрамор.

3153

Ящерица. Бронза, 85x78x43 см. 1992 г.

45226

Бабочка на листе. Бронза, Куркино. 2006 г.

33Af3Db7A201Bb4Badecaaa0763Be266

Допотопный черепах. Бронза, 87x47x27 см. 1991

6557

Древняя птица. 1997

Мастер противоречивый и очень неоднозначный..

зимой

летом

Если вы идете по Новому Арбату и перед Домом Книги свернете на его задворки (географический адрес — ул. Малая Молчановка,д.10), то обнаружите удивительное место.

В запертом дворике (снимать и разглядывать можно через забор) находятся три скульптуры:»Отдыхающий Пушкин», пара влюбленных (предположительно Мастер и Маргарита) и… громадный автомобиль: «…буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами.»

https://static.news.ru/photo/0beac6d7-4041-403e-8e69-b09c82d4a5f8.jpg


Еще пару лет назад скульптур было четыре, четвертая — Коровьев и Фагот (в человеческом, а не кошачьем облике) — «переехала» во двор Булгаковской «нехорошей квартиры» (Большая Садовая, 10), где стоит перед входом в булгаковский центр.
Запутанную историю этих скульптур мне удалось узнать только частично.

Всех этих персонажей создал скульптор Александр Рукавишников (по неподтвержденным данным, скульптуры стоят во дворике его мастерской), автор скандально нашумевшего проекта памятника Булгакову и его героям на Патриарших прудах.

Первоначальный вариант проекта Александра Рукавишникова по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки.

Проект так и не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:
«Скандал был наполовину политический — если помните, в Краснопресненской управе был такой дяденька Краснов, который хотел быть мэром.

Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле

Деньги платили пенсионерам, потом коммунисты с флагами ходили, орали… Я думаю, это было неискреннее возмущение. Ее просто довели, эту интеллигенцию. И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника.»
Жители потребовали от всего этого оставить только Булгакова, авто же полагал: «Я считаю, что нельзя ставить одного Булгакова, убрав остальные фигуры композиции.

Если от всего, что задумано, останется только Булгаков на скамейке, исчезнут или безнадежно исказятся составляющие, без которых памятник теряет смысл, теряют смысл его ритмы, игра солнца и тени.»

https://litvinovs.net/images/illustrations/master_and_margarita/rukavishnikov/rukavishnikov_fagot_begemot.jpg


В 2004 году было объявлено, что композиция будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом члены градостроительного совета высказали пожелание поменять злополучный примус на автомобиль, на котором Мастер и Маргарита «покинут Воробьевы горы и улетят в небеса» .

Сам Булгаков должен был быть обращен лицом к Андреевскому монастырю, фигура Иешуа — «ступать» по воде, по глади пруда, а другие герои романа должны были разместиться по его берегам. Семиметровая черная машина по замыслу автора должна была взлетать с откоса в сторону Лужников — «чтобы не возникла храмовая тема, к храму идут все библейские персонажи, а эти все — к Лужникам».(отсюда)

Мастер и Маргарита — влюбленные — с лицами, закрытыми волосами «(чтобы не персонифицировать, у каждого ведь свои Мастер и Маргарита)»

Когда было согласовано новое место, и была надежда, что теперь уже никто возражать не будет, автор скептически предположил: «Да нет, опять наверняка придут. Им же скучно… Пускай. Я уверен — скульптуры, как и рукописи, не горят.»

Женщина с лопатой. 1984. Бронза.

Памятник Александру II. Москва. 2004 г.

Из интервью газете «А и Ф»

— Понимаете, скульптура — это не только памятники в классическом их понимании. Она бывает еще и кинетической, и символической, и декоративной. Всякие светящиеся композиции. А у нас этого почти ничего нет. Как были дядьки на тумбочках, так и остались. Только одни сменились на других. Раньше были лысые в кепке, а теперь в шапках и с крестом. Но те, которые раньше, были хотя бы слеплены профессионально, а современные нет. 90% из того, что ставят по всей России, нужно вообще уничтожить.

— 90%?

— Я вас уверяю. Лучше священная пустота, чем такое искусство.

— А как определить, хороший памятник или нет? Ведь всегда найдутся люди, которые даже в неотесанном камне разглядят великий смысл.

— Скульптура — очень сложный вид искусства. В ней нет какого-то длительного сюжета. Нет музыки. Она должна напоминать знак. Если хотите, иероглиф. Художник обязан его нащупать, иначе скульптура получится посредственной и вялой. Бывает, лепит молодой автор какого-нибудь человека, к делу подходит аккуратно, анатомию соблюдает (хотя это не всегда нужно). Но в итоге фигура получается засушенной. Смотришь на нее — и не за что зацепиться. Но этого так с ходу не объяснишь.

— Как же вы находите иероглифы для своих героев?

— А я перед тем, как их лепить, много рисую. И получается масса вариантов. Я вообще очень въедливо к себе отношусь. Многие идеи отвергаю и иду в другую сторону. Ищу выразительность. Но это уже моя кухня. В художнике должно происходить постоянное чередование мятущегося гения и ремесленника.

— И у вас происходит?

— Думаю, что да.

— А если ты только ремесленник, как быть?

— Учиться быть гением.

— Разве такое возможно?

— Возможно. Хотя некоторым это дано от природы. У меня в институте учился студент Саша Свиязов. Парень из глубинки. С детства приходил на берег реки, рыл глину и что-то лепил. Усталости не знает совсем. Все студенты делали одну скульптуру в неделю, а он сорок. И при этом каждая работа заслуживает внимания. Совершенно неординарный человек.

— Он сейчас в Москве живет?

— Да, живет и работает. Думаю, вы еще услышите про него.

ТО, ЧТО ЕСТЬ, НЕ БЕРЕЖЕМ

— И все-таки про Москву. Глазами скульптора. Хорошеет столица или нет?

— В целом, наши оформители стараются сделать ее праздничной. И кое-где это, действительно, получается. Я, например, недавно был на Тверской и остался доволен. Все горит, светится. В парке «Зарядье» тоже понравилось.

Памятник Фёдору Достоевскому — один из наиболее известных памятников Москвы, расположенный на ступенях у здания Российской государственной библиотеки, бывшей «Ленинки» — Государственной библиотеки имени Ленина. Памятник открыт в 1997 году в преддверии 850-летия Москвы.

— Александр Иулианович, как вы относитесь к критике и к обидным названиям своих памятников?

— Вы, наверное, имеете в виду Достоевского возле Библиотеки имени Ленина?

Не понравилось, как писатель сидит.

— Вы знаете, есть поговорка про английскую королеву, которая не обращает внимания на то, что о ней говорят в подворотне. У меня спрашивают, какой памятник я считаю лучшим. И я, наверное, из вредности отвечаю — Достоевскому. К тому же он объективно сделан хорошо.

В его фигуре есть тот самый знак, о котором мы говорили. Фигура писателя напоминает натянутый лук.

Писатель, кстати, любил не только снимать угловые комнаты (чтобы видеть сразу две улицы), но и сидеть на краю стула. И у нас он, так получилось, оказался как раз на углу. Я об этой его привычке узнал позже, когда памятник уже стоял.

— А, правда, что с Достоевским в Германии вышла какая-то анекдотическая история?

— Немцам понравился памятник. И они заказали себе такой же. Только поменьше размером. И вот мы в Дрездене. В центре города. Перед нами пруд. И длинный зеленый склон. И там, вдоль него, должны были быть разбросаны камни-блоки, а в землю врыты большие такие фрезы. И на один из блоков должны были посадить Федора Михайловича. Но они сделали тумбочку и подложили под него каменный клин. Я когда это увидел, велел убрать мою фамилию с постамента. А там открытие было помпезное. Меркель, Путин… Но я не поехал…

— А вы видели, что сейчас сделали вокруг Достоевского в Москве?

— Березы посадили. Хотя некогда благоустройство вокруг этого памятника должно было выглядеть иначе. Планировалось создать эмоциональную среду. Такую, как в Питере. Гранит, бронза… Изумительной красоты фонари. Каждое звено цепи вручную отлито, отполировано. Но потом в один прекрасный момент, как у нас это часто бывает, идею отвергли. Сейчас вот березки посадили.

— Дерево-то есенинское…

— Так придумал английский дизайнер, автор проекта.

— Такое ощущение, что от скульптора ничего не зависит.

— Да, и это печально. Он даже не может выбрать место для будущего памятника. Хотя там играет роль куча факторов.

памятник А.П.Чехову на территории МГУ

Ещё один вид памятника А.П.Чехову на территории МГУ

Памятник Сергею Михалкову (Москва) 2014 г.
Памятник Сергею Михалкову (Москва) 2014 г. фрагмент

Общий вид памятника. Был  открыт 28 мая 2014 года на Поварской ул., где долгие годы жил Сергей Владимирович Михалков (1913–2009) — советский русский писатель, поэт, драматург и публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец, общественный деятель, соавтор текста гимна Советского Союза и автор текста гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, а с 1992 по 2008 год — председатель Международного сообщества писательских союзов. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Поэт изображён сидящим на скамейке, правой рукой опираясь на свою знаменитую трость, а левой — на спинку скамьи на гранитном постаменте.
Напротив расположена фигура девочки-первоклассницы с букетом, который она несёт любимому детскому поэту.Далее из интервью мастера…

» Вы создаёте не только яркий портретный образ, но и используете различные предметы, символы для иносказательности?

– У меня есть свои сложившиеся приёмы, как у многих известных художников. Зритель этого часто не замечает. Например, у меня редко бывает горизонтальная поверхность плинта скульптуры. Он, как правило, либо наклонён, либо раскрыт на зрителя. В том числе и недавно открытый памятник Сергею Михалкову, и памятник Мстиславу Ростроповичу и другие. Смысл этого лежит в иконописи, чтобы мы видели стопы изображаемого. В иконах это объясняется тем, что под рясой или хитоном не должны спрятаться копыта, ноги всегда раскрыты, как будто на носочках. Не то, что я силой воли решил: всё буду делать только на наклонном плинте… Это сложилось постепенно, вызрело. Считаю это моё ноу-хау.»(отсюда)

памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище

ПРО ВЫСОЦКОГО И КАРАТЭ

— Мне незачем вам льстить. Но по паспорту вам 67 лет.(интервью трёхлетней давности- П.М.) Хотя внешне больше 52-х не дашь.

— Спасибо, конечно. Но я не из тех, кто говорит, что чувствует себя на 18 лет. Я себя так не чувствую. То сердце барахлит, то еще что-нибудь. Но я стараюсь на этом не зацикливаться. Ну барахлит — и ладно. Завтра перестанет. Я всю жизнь занимаюсь боевыми искусствами. На лошади езжу. На горных лыжах катаюсь. Нужно постоянно двигаться.

— А спиртное употребляете?

— Могу бокал вина за обедом выпить. Или пару рюмок водки. Не более того. Было время, когда курил. Какиет-о сигары, трубки. Но потом вдруг понял, что мне это не нужно. Перед выходом на улицу стал задумываться, есть ли у меня курево в кармане. Разозлился — и бросил.

— А почему именно каратэ?

— Меня этот вид спорта очаровал. Я до этого занимался боксом. И, если так можно сказать, был убежденным боксером. Но потом познакомился с Алексеем Штурминым, основателем первой федерации каратэ СССР. И все. В то время этим спортом многие бредили. Хотя толком о нем ничего не знали. Судили, в основном, по фильму «Гений дзюдо», в котором был сумасшедший каратист, бегавший по стенкам.

Сын Александра Рукавишникова  Филипп  автор скульптуры «Футболисты братья Старостины». (Ф. Рукавишников, И. Фёклин. Москва. 2014 г.)

— А спорт помогает в творчестве?

— Конечно. В первую очередь, он разгружает голову. Полностью. После двух часов тренировки руки и ноги не шевелятся. И полное опустошение в мозгах. Как будто заново родился. Мы занимались от души. Однажды за нашей тренировкой наблюдали японцы и через 15 минут схватились за голову. Сказали, что с такими идиотами спарринговать не будут. Бывала и кровь, конечно… Ну а я спонтанность действий привнес из каратэ в скульптуру. И сейчас своим студентам всегда говорю об этой сцепке, об изменении внутреннего стержня. Сейчас ты бронзовый боец, а сразу после этого аист… Ну и так далее.

— А это правда, что Высоцкий подарил вам целый чемодан всяких прибамбасов для занятий каратэ?

— Подарил. Только не конкретно мне, а команде Штурмина, в которой я занимался. Штурмин, кстати, с Высоцким меня и познакомил. Они близко дружили. Я собирался слепить Высоцкого. И тот был не против. Но, увы, не сложилось. Так вот в одной из своих поездок в Париж Владимир Семенович прикупил целую гору всяких накладок, щитков, шлемов. Помню, даже гонг был. Мы когда увидели, чуть в обморок не упали. Ведь ему наверняка было чем заняться в Париже. А он ходил и выбирал для нас подарки.

(…) журналист Павел КЛОКОВ ( от 6 февраля 2018 г.)

Цирковой борец. 1985. Мрамор.

В 2017 году в Нижнем Новгороде прошла с успехом выставка скульптора

По словам Александра Рукавишникова, Нижний Новгород является для него знаковым местом, так как именно здесь родились его предки, немало сделавшие для города. История многих архитектурных памятников Приволжской столицы связана с представителями знаменитого купеческого рода.

Гребущая. 2008. Дерево, бронза.

Гребущая.Фрагмент. 2008. Дерево, бронза.

«У меня есть странные работы, и я этим горжусь. Они должны вызывать эмоции у зрителя, возможно, даже злить и раздражать. Образы появляются из ничего, они начинают жить и общаться с автором. Все, что я создаю, стараюсь делать искренне. И к каждому из своих героев надо относиться с уважением», — поделился скульптор.

Среди образов, созданных Александром Рукавишниковым, есть как реальные люди — Стинг, Энди Уорхолл, адмирал Колчак, Сергий Радонежский — так и вымышленные персонажи. По словам автора, они связаны с его личными воспоминаниями о советском прошлом.

Внимание зрителей привлекает и композиция «Воины». 

Среди них также присутствуют скульптурные портреты реальных деятелей, но их немного. По словам Рукавишникова, работа над серией продолжается, и, возможно, в перспективе количество воинов увеличится до сотни.

А. И. Рукавишников — постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. Персональные выставки Рукавишникова прошли в Центральном доме художника и в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.
Работы А. И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.

Памятник Рахманинову. — Великий Новгород.

14 июня 2009 года в сквере кремлевского парка Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника Сергею Рахманинову, открытие было приурочено к 1150-летию Великого Новгорода.

Финансирование работ по установке памятника композитору велось на средства, собранные горожанами и предприятиями Новгорода, а также за счёт целевых взносов в некоммерческий Фонд 1150-летия Великого Новгорода.

Рядом с памятником можно приятно провести время, отдыхая на скамейке и слушая произведения композитора: все четыре его концерта, вариации на темы Паганини, симфонии, соната для фортепиано номер два и другие произведения, которые негромко разносятся по всему скверу.

— Зачем человек становится скульптором? Какая в принципе у него может быть перспектива?

— Перспектива есть всегда, а вот мотивация для каждого своя. Очень много факторов должно совпасть, чтобы появился хороший скульптор. Надо не спиться, работать много, быть одержимым. Потом должны появиться заказчики. Можно быть гением и помереть с голоду, как Павел Филонов. Мир должен быть, а не состояние войны. Пандемий поменьше хотелось бы. Хотя в данном случае она работает скорее в плюс. Можно много пахать, не отвлекаясь ни на что.Вы не думайте, что я всех критикую. Есть у нас замечательные скульпторы. Но им не дают работать. Надо быть очень активным, бегать, дружить «правильно», водку пить грамотно, тогда ты на плаву и считаешься хорошим скульптором… Ну или пост какой-нибудь занимать.

– Хорошее искусство всегда свежо и современно, как работы старых мастеров, органично и не обязательно эпатажно. Поэтому время должно влиять на монументальное искусство. Но на эмоциональный заряд в искусстве время не влияет. Такие художники как, например, Мирон, Мантенья, Гольбейн, Вермеер всегда современны. Современность не является критерием, так же как и национальность. Меня всегда раздражало такое понятие, как скажем «русский художник». Какая разница из Монголии он, из Израиля или из России? Главное хороший это художник или нет…

Для художника важно имя, поэтому критерий современности относителен, и лучше, если бы искусство тяготело к понятию вечное: вечно современное искусство, а не сиюминутное. Поэтому термин «актуальное искусство» уязвим тем, что актуальными могут быть газета или осетрина. А подобное искусство этим не возьмёт, оно всегда проиграет в сравнении с вечным искусством. Я пишу об этом в своей книжке.

(…) есть прерогатива того, что в башке у художника не совсем так, как у всех, и часто нет логики, а есть какие-то загадочные аналитические связи, которые только ему одному доступны, из которых и рождаются потом стихи, так называемые, если обращаться к Анне Ахматовой. Это нужно оставить художнику, а не пытаться расшифровать, потому что такие попытки будут наивны, и в итоге обидны тому, кто их делает. Из чего всё это складывается: какие-то ассоциативные отрывки, когда-то что-то видел, где-то что-то слышал или читал. 

Круг информации для художника, сейчас в отличие, скажем, от иконописца XIII века, очень велик. И это не является благом, есть замусоренность мозгов от гаджетов и телевидения. Хотелось бы, чтобы голова была чище. По этому поводу работают всякие восточные учения: даосизм, дзен буддизм, йога. Как отменить сомнения, внутренний диалог, который всё время идёт. Это особенно нужно сейчас. Трудно в наше время производить отбор, быть искренним и цельным, когда ты делаешь своё дело.

https://obiskusstve.com/2059597193913568003/skulptury-kak-i-rukopisi-ne-goryat-aleksandr-iulianovich-rukavishnikov-i-ego-raboty/

Интернет-магазин скульптора Александра Рукавишникова