Сегодня это самый обсуждаемый памятник в Сербии. И самый спорный. Монумент в центре Белграда открыт в январе 2021 года. Его автор — российский скульптор Александр Рукавишников. Скульптура изображает великого жупана Стефана Неманю — создателя сербской государственности и одного из основателей Сербской Православной Церкви.
В истории каждого народа есть «отцы нации». Их деяния мы учим в школе. Фразы типа «освободил от векового рабства» или «прорубил окно в Европу» прочно оседают в мозгах. В Сербии одним из таких национальных героев является живший в XII веке Стефан Неманя.
Собственно, Сербии тогда еще не было. Небольшое горное государство называлось Рашка. Правитель страны (жупан) был вассалом Византийской империи. Жупан Стефан Неманя оказался строптивым вассалом. Когда власть в Цариграде слабела, он поднимал восстания и присоединял к Рашке земли своего сюзерена. Заключал антивизантийские союзы с венецианцами и венграми. Даже встречался с императором Фридрихом Барбароссой, желая перейти под его покровительство (Барбаросса, правда, не согласился). Византия, в ответ на демарши, отправляла в Рашку войска и устраивала карательные операции. Заканчивалось все очередным, …дцатым по счету примирением. Так и жили. В результате Рашка весьма расширила свою территорию. По европейским меркам, разумеется. Страна Стефана Немани теперь простиралась от Дуная на севере до Адриатического побережья на юге. От Боснии на западе до Скопья на востоке. Великий жупан был религиозным человеком. При нем построили множество церквей и монастырей. Некоторые, например монастырь Студеница, и сегодня являются национальным достоянием Сербии. Неманя не терпел ереси. Еретиков убивал или прогонял из страны (не забыв отобрать имущество). Так произошло с богомилами. В конце жизни, помирившись в очередной раз с Цариградом, Стефан Неманя организовал брак своего среднего сына Стефана с византийской принцессой. После чего оставил сыну престол, а сам постригся в монахи. Бывший великий жупан уехал на Святую Гору Афон, где построил монастырь Хиландар. Помогал ему младший сын Растко, тоже ставший монахом. Впоследствии мы узнаем Растко под именем Святого Саввы — первого сербского архиепископа. Сам Стефан Неманя тоже был причислен к лику святых под именем Симеона Мироточивого.
Вот такая значительная и неоднозначная личность. Которая, конечно же, заслужила быть увековеченной.
Обсуждение проекта памятника началось еще в 2016 году. Через год был объявлен международный конкурс. Победителем стал российский скульптор Александр Рукавишников. Мы знаем его, как автора памятника Высоцкому на Ваганьковском кладбище, памятников Юрию Никулину на Новодевичьем кладбище и на Цветном бульваре, памятника царю Александру II возле Храма Христа Спасителя и многих других скульптур.
Работа заняла два года. Огромная скульптура высотой 23 метра была изготовлена в России. К осени 2020 года ее по частям доставили в Сербию и начался монтаж.
Вот тогда я и заметила монумент. Много раз до этого, проходя через Савскую площадь, я обходила заборы, перешагивала через лужи, кучи камней и не могла дождаться окончания ремонтных работ. Почему-то я решила, что в центре площади разобьют клумбы. Ну, сделают фонтан, в крайнем случае. Узрев вырастающую из деревянных лесов гигантскую скульптуру, я опешила.
Узнав, что скульптор — наш соотечественник, удивилась еще больше. Теперь меня мучило любопытство. Я не могла дождаться открытия монумента.
Открытие состоялось 27 января 2021 года, на праздник святого Саввы Сербского. Оно было отмечено театрализованным представлением. Присутствовало несколько тысяч человек, в том числе сербские официальные лица и российские дипломаты. Сам скульптор Рукавишников приехать не смог. Сербский президент в своем выступлении сказал, что памятник величественный, как история Сербии, тяжелый, как история Сербии и красивый, как история Сербии.
Через пару дней после церемонии я вместе с жителями Белграда поспешила осмотреть новый монумент. К тому времени я уже знала, что сербы воспринимают памятник по-разному. Тем интереснее было.
Когда подходишь к Савской площади по Неманиной улице, скульптура великого жупана видна издалека.
Первое впечатление: нравится. Огромная фигура, выполненная в классическом стиле. Торжественная и благородная. Красивый памятник. Однако, что-то в нем смущало. Какое-то несоответствие. Слишком легко Неманя держал меч и из-за этого оружие казалось ненастоящим, игрушечным. Выражение лица и поза тоже диссонировали с мечом. Я видела много памятников лихим воякам: крепкое телосложение, бравая выправка, смелый взгляд. В отличие от них, Неманя чуть опустил голову и задумался.
Меня осенило: крест! Вместо меча должен быть крест. Сразу вспомнилась икона, где Неманя, в монашестве Симеон, стоит в очень похожей позе и с крестом в правой руке. В левой руке святой Симеон держит свиток.
Памятник тоже был со свитком. Это Хиландарская грамота — один из древнейших текстов на сербском языке. В нем Стефан Неманя подвел итоги правления и выразил свою волю перед тем, как уйти в монастырь. Иногда Хиландарскую грамоту называют декларацией сербской государственности.
Меч или крест — предмет несмолкающих дискуссий в сербском обществе. Стало известно, что первоначальный проект, одобренный на конкурсе, подразумевал именно крест. Однако, почти сразу, его заменили мечом. Злые языки отнесли это на недовольство арабских инвесторов, которые строят неподалеку большой жилой комплекс. Власти и сам скульптор это категорически отрицают. По словам президента Сербии, меч, которым Неманя защищал свою страну, олицетворяет державность. Не все сербы с этим согласны. Из бесед с белграджанами я поняла, что вопрос выбора креста или меча, в качестве символа, волнует людей.
Мой взгляд опустился на постамент. Что это за шар, на котором стоит Стефан Неманя? Может это глобус? Вроде видны контуры континентов в виде отверстий…
Нет, это оказался не глобус. Великий жупан стоял на дырявом византийском шлеме. Логично. Учитывая, что он всю жизнь воевал с Византией. Правда, сам Рукавишников пояснил, что постамент отражает преемственность сербской культуры по отношению к византийской. Странный способ выражения преемственности: продырявить и попрать ногами. Может, сербские медии, где я прочитала высказывание скульптора, что-то не так поняли?
Смотреть на дырявый византийский шлем мне было неприятно. Говорят ведь, что Москва — третий Рим и, в некотором смысле, преемница Цариграда. Уверена, сербы не хотели нас обидеть. В этой стране все очень любят русских. Почти все. В среде интеллигенции встречалась с другим к нам отношением. Кое-кто сожалел, что Неманя так и не подружился с Барбароссой и что Сербия так и не стала настоящей Европой. От шлема у меня остался нехороший осадочек.
Зато под шлемом находился красивый золотой шар, покрытый орнаментом.
С одной стороны на нем написаны имя и титул героя.
С другой стороны — имя скульптора. Размер одного шрифта от другого отличается не сильно.
При ближайшем рассмотрении, шар оказался верхней частью огромного жезла, основание которого уходит под землю и которое можно видеть через толстое стекло.
В монастыре Милешева до сих пор бережно хранят жезл, принадлежавший святому Савве. Историки считают, что у его отца Стефана Немани был похожий. По образцу жезла святого Саввы сделана нижняя часть постамента.
Монумент настолько большой, что между основанием-жезлом и краями шлема могут собраться десятка полтора человек. На внутренних частях шлема можно видеть барельефы со сценами из жизни Стефана Немани.
Вокруг скульптуры разбит симпатичный сквер с дорожками и клумбами.
Люди гуляли, фотографировались и, конечно же, обсуждали памятник, собираясь группами. Побеседовав с сербами и почитав потом местные медии, я поняла, что дискуссии идут жаркие.
Спорных тем много. Про меч и крест я уже упоминала. Местные медии отмечают и другой неприятный момент: сербские чиновники перепутали иконы и прислали Рукавишникову не ту фотографию в качестве образца. Когда ошибка обнаружилась, было уже поздно. Если это и так, то накладка не сильно повлияла на общий вид памятника. Лики на иконах часто похожи.
Звучали и претензии в адрес самого Рукавишникова: почему он за два года работы так и не нашел времени посетить Сербию?
Еще одна проблема — стоимость монумента. Сербские власти держат ее пока в секрете. Обещают раскрыть информацию в 2023 году. Естественно, это вызывает множество домыслов. Оппозиционный телеканал подсчитал, что монумент обошелся в девять миллионов евро. Больше, чем стоила телебашня Авала, белградское Останкино. И это в городе, где никак не могут построить метро!
Есть у сербов и другие вопросы. Например, место установки монумента. Почему в Белграде, где великий жупан никогда не бывал, а не в его родной области Рашка? А если и в Белграде, то почему именно на Савской плошади? Некоторые горожане полагают, что гигантская скульптура, самая большая в целой Сербии, не встраивается в общий архитектурный ансамбль. Не сочетается со зданием железнодорожного вокзала XIX века, в котором планируют разместить Исторический музей.
Что и говорить, вопросов много. Мнения разные. Споры не утихают. Памятник великому сербскому жупану Стефану Немани получился таким же неоднозначным, какой была вся его жизнь.
Белград. Неманья. Дождь
От дождя потемнели дороги, дома и мосты.
Дождь на часик зашел и никак уходить не желает.
На себя не похожий, Неманья глядит с высоты,
Словно крест, неумелой рукой меч к груди прижимая.
Он устал и промок.
Неуютно и грустно ему.
В этом мире чужом, где не ценятся доблесть и святость.
Он устал и промок.
Воевать, как всегда, одному.
Он уныло глядит на восток,
Ожидая
Восхода солнца на западе.
Солнца на западе нет.
Помощи с запада нет.
Запада нет.
Востока нет.
Единственная реальность —
Унылый серый дождь
Без конца и края.
/Михаил Магарэ/
Адрес памятника: Белград, Савская площадь (Београд, Савски Трг)
Координаты: 44.808231, 20.456001
Автор:Юлия Станевская
https://www.tourister.ru/world/europe/serbia/city/belgrade/placeofinterest/39574/responses/8435